пятница, 27 июля 2012 г.

Учение о цвете Й.В.Гете





Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит — прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» . И далее, «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом». Чисто желтый — приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый — юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он — любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга.

Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека.

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый — красно-синий; синий — красно-желтый; пурпур — зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете — скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым — «пошло-противным».

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) — проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким.

Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны.

Умеренные — соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий.

Нации, стремящиеся показать свое достоинство — красный с уклонением в пассивную сторону.

Молодые женщины предпочитают светлые оттенки — розовый и голубой.

Старики — лиловый и темно-зеленый.

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, — художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение.

Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  • Ангелы есть!

    У каждого человека есть покровители. Мы не можем слушать, потому что нет веры, нет понимания. Но есть другие миры. Просто нужно слушать свое сердце. Оно вам подскажет изнутри. Лучше всего обращаться к...
  • Что такое сказкотерапия?

    Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали...
  • Медитация Огня

    Группа российских учёных во главе с академиком В.П. Казначеевым в своих экспериментах доказала проводимость цветовых лучей по организму. В ходе эксперимента лазерный луч направляли на точку...
  • Медитация "Безмолвие Бодхидхармы"

    Полная остановка мыслей – не цель практики безмолвия. Её цель – Чистота и Свобода сознания. А остановка мыслей, лишь средство помогающее достичь этого. Сознание должно быть свободным от...
  • Мандала

             МЕДИТАЦИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАНДАЛЫ Медитация - это самая эффективная техника получения глубокого отдыха, устранения стресса, улучшения здоровья,...
  • Мантры

    Я не вдаюсь в подробности, каким образом мантры влияют на внутренний мир человека. Одно я знаю точно и говорю с уверенностью это удивительный инструмент на пути личностного роста. Мантры...
  • Воздействие музыки на человека

    Шелест листвы, шум дубрав, треск сломанной ветки, звон капели, плеск волн, журчание ручья, завывание ветра, раскаты грома, грохот падающих камней, гомон птиц, стрекотанье насекомых, скрип, свист,...
  • Теория энергетических центров.

      Каждый человек имеет в своей энергоинформационной структуре энергетические центры, аккумулирующие и распределяющие энергию. Учитывая то, что наши уважаемые читатели могут обладать знаниями в...
  • Энергетические центры. Локализация и функции чакр

    Первый-Красный-Муладхара. Копчиковый центр, расположение - в области промежности. Это центр накопления энергии, устойчивости в жизни, центр, отвечающий за ОТНОШЕНИЯ ВЫЖИВАНИЯ ("ПРАВА И ...
  • Частотные характеристики человеческих эмоций.

    Немногим из нас известно, что:горе дает мало вибрации - от 0,1 до 2 герцстрах от 0,2 до 2,2 герц;обида - от 0,6 до 3,3 герц;раздражение - от 0,9 до 3,8 герц;возмущение - от 0,6 до 1,9...
  • Физическое тело и звук

    Воздействие звука. Слово может лечить, через звуковые вибрации, и их резонанс в органах. Воздействием звука на здоровье люди интересуются давно. В древнеегипетском папирусе Эберса, датируемым 17...
  • Цветотерапия

    Существует три группы методик цветовой терапии.Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это – одежда, обстановка, среда. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все...
  • Как плести мандалу. Мастер-класс.

    Мандала (с санскр. «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Считается, что плетеные индейские...
  • Учение о цвете Й.В.Гете

    Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную....
  • Шри- янтра (Янтра Космоса)...инструкция

    Maha Sri Yantra Самая динамичная из янтр. Она заключает в себе образ Космоса(схема его развития и эволюции) и образ человеческого тела (схема его энергетического...
  • Волновая природа вещей

    Избранная редакция1. Вы интересуетесь природой вещей и природой происхождения Всего Сущего, а самое главное, вас интересует, Что или КТО есть ЭТА ВЕЛИКАЯ ТВОРЯЩАЯ СУЩНОСТЬ, или ТВОРЕЦ?2. ...
  • Основные целебные музыкальные произведения

    На организм человека благотворно действуют такие основные музыкальные произведения:А. Алябьев, Нищая.В. Андреев, Орхидея.А. Архангельский, Избранной Воеводе.А. Архангельский, Господи сил.А. Архангельский,...
  • "Настройте" свои внутренние органы

    Итак, звук может разрушать - и звук может исцелять. Исцеляющее действие звука таково: он создает созидательную вибрацию, которая вытесняет из организма пагубную энергию и наполняет организм...
  • К учению о цвете. Хроматика.Очерк учения о цвете (отрывки)

    Чувственно-нравственное действие цветов 758 Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает столь высокое место, несомненно с большим многообразием выполняя положенный ему простой круг...
  • Природа звука и ведические мантры

    Игнорирование духовной реальности,  в материальном мире нам создает только одни проблемы, мы видим только одну половину схемы. И вот интересный момент, люди не видя глобальной причины проблем в...
  • Цвет как лечебное средство

    Множество фактов заставляют предполагать, что целительные качества цвета были известны таким древним цивилизациям, как шумеры. Несомненно одно: тексты относящиеся примерно к 1550 г. до н.э., ...
  • Балансировка Чакр.Энергетическая медитация

      Чакры            Цвета      Ноты ЧислоСахасрара    Фиолетовый   ...
  • Проявление звука на физическом плане

    Современная наука недавно открыла, что на определенных пластинах отпечаток звука может быть ясно видимым. В действительности отпечаток звука ясно падает на все предметы, только он не всегда ...
  • Звукотерапия

    Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; ...
  • Алхимия звука

    «Слово управляет мозгом, мозг — руками, руки — царствами». Велимир Хлебников Планы вселенной и потоки сознания ха­рактеризуются не только различной интен­сивностью вибраций света, но и различными...
  • Как нарисовать Мандалу?!

    Мандала означает просто «круг». Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, увидеть , принять и решить внутренние конфликты, одновременно...
  • Общение и Здоровье.Рекомендации.Ведический взгляд

    Правильное отношение к себе и окружающим - это основа здорового образа жизни. Научитесь контролировать свои мысли, свой эмоциональный настрой - и вам станет легче жить. Какие...
  • Медитация на янтры

    Медитация на янтру укрепляет внутреннее безмолвие и безмятежность. Кроме того, она, как правило, позволяет человеку обращать меньше внимания на речь. Что такое янтры? Янтра – это: * геометрический...
  • "Таблетка" от всех болезней Души и Тела...

    В этом дуальном Мире, мы каждый день наполняем себя чем то одним из двух противоположностей. Как говорят психологи - думай позитивно, будь на позитиве )))Однако есть средство получше )))Так сказать...
  • Волновая генетика

      Цзян Каньчжен в работе "Теория управления полями" обосновал возможность прямой передачи информации от одного мозга другому с помощью радиоволн. Позже он поставил опыт мысленной индукции (передача...
  • Медитация на янтры

    МЕДИТАЦИЯ НАД ЯНТРОЙ ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими...